Творческий процесс
Творческий процесс представляет собой преобразование, интерпретацию зримых форм мира, в том числе и локального объекта изображения, за счет создания изобразительных параллелей и пластических метафор, смысл которых сводится не только к воспроизведению форм предметов, но в первую очередь — к воспроизведению духовного мира, связанного с индивидуальным видением и переживанием художника. Метафора — это художественный эквивалент эмоционального состояния человека.
Метафора «сжимает образ в пружину, заставляя эту пружину мгновенно разряжаться в сознании зрителя. Не требуя буквальной сверки с жизнью, она обращается не столько к зрительному опыту человека, сколько к его духовным ассоциациям. А этот процесс более энергичен, чем постепенная проверка зрительной памятью» .
Без предметных ассоциаций человек не может существовать. Тактильные ощущения по своей сути кратковременны; будучи поверхностными, они постоянно сменяют друг друга. При прикосновении к холодному стеклу или металлу возникает чувство прохлады, которое быстро исчезает при изменении температуры, так как включается механизм адаптации. Любое чувство, в том числе и описанное выше, если говорить о его амплитуде, никогда не держится в пиковом состоянии долгое время, оно всегда стремится к равновесию. Вместе с тем чувство холода может разбудить другие ассоциативные чувства, которые перейдут в эмоциональные переживания. Всякий новый предмет, всякое явление вызывают в нас душевное переживание. При рассмотрении красок возникает их физическое воздействие на зрительные органы в силу особых свойств и качеств цвета, его красоты. Например, белый цвет ассоциируется с чистотой, которая настраивает нас на определенное действие, возбуждает чувства. Это результат физического и психологического воздействия цвета.
Если использовать, допустим, красный цвет не изолированно, а в связи с какой-либо определенной природной формой, например с небом или лесом, возникает ассоциация, навевающая мысль о закате, пожаре или осени. В данном случае цвет связан с предметным аналогом и образует драматическую коллизию. А в произведении Ф. Марка «Желтые лошадки» цвет приобретает уже символический характер, так же, впрочем, как и в картине К. Петрова-Водкина «Купание красного коня». В картинах В. Кандинского «Доминирующая кривая».
«Композиция IX» визуальный язык напоминает символические пиктограммы, которые он сам называл «символическим выражением физических субстанций».