Произведение искусства
Произведения искусства воспринимаются человеком в целях эстетического познания. Но и для художника творческий процесс имеет познавательный характер, заключающийся в сборе, анализе и эмоциональном осмыслении материала.
По мнению В. А. Фаворского, процесс создания изображения происходит с двух сторон. С одной стороны — идея отвлеченная, но конкретная в смысле материала, с другой стороны — идея вполне конкретная по отношению к мысли, но отвлеченная в материале. Они сходятся, проникают друг в друга, преобразуют друг друга и живут как одно произведение, оставляя друг другу личное пространство. Получается своего рода художественная метафора, доведенная до предельной цельности. Говоря о взаимодействии идеи и материала, возможностями которого создается изображение, В. А. Фаворский отмечает, что «материал входит по существу во всякое изображение, встреча с материалом есть уже встреча с формой» . Он считал, что метод изображения определяется материалом. Так, графический рисунок позволяет изобразить предмет отвлеченно, без фона и без окружения, в котором он находится. А живописное изображение учитывает фон, окружение, освещенность. Кстати, и Ле Корбюзье считал, что цвет имеет ценность только в связи с окружением.
Как видите, возможности изображения предметов графическими средствами допускают большую условность, чем живописными. По мнению Г. В. Степанова, «процесс творчества и процесс восприятия находятся на разных полюсах по отношению к произведению искусства. Произведение оказывается при этом конденсатором чувств, эмоций, мыслей, которые адресованы воспринимающему, и с этой точки зрения оно — модель восприятия. Программирование модели возможно только с учетом разных уровней восприятия, которые в той или иной степени соотносятся между собой и связаны со специфическими средствами художественной выразительности».