Изобразительные массы
Ритм может основываться на асимметрии, при которой изобразительные массы создают ощущение не только неустойчивости, неуравновешенности, но и потенциальной возможности видоизменения. Здесь важен «не столько результат движения, сколько процесс движения, такое действие, которое одновременно является и состоянием, а состояние, схваченное в одном своем мгновении, всегда сохраняет способность к развитию, к изменению» .
В любой композиции для ритма большое значение имеет также фон, на котором создается движение. Особое значение приобретают контур и силуэт форм. В искусстве художественный ритм не является простой суммой правил и приемов построения целостной композиции, он во многом зависит от мировоззрения и мироощущения художника. Совокупность всех элементов композиции, образующих непрерывное движение, носит название Ритмического строя картины или композиции. Он выявляет композиционные узлы, показывает масштабность форм и их элементов, способствует созданию эмоционального настроя в композиции.
Обратимся к творчеству художника В. Борисова-Мусатова. В его записках есть такие слова: «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы». Ритмический строй его картин определяется изысканностью и утонченностью форм, таинственностью и призрачностью, загадочностью живописного языка и его символическим значением, музыкальными ассоциациями, метафоричностью и смысловым подтекстом. Вместе с тем его живописные картины являют пример устойчивого равновесия и колористической цельности.