Композиционный центр
Наряду с перечисленными приемами могут использоваться противопоставления и явные отличия в направлениях движения форм. Для определения композиционного центра художники в своих произведениях используют чаще всего различные приемы.
Многие психологи считают, что механизм возникновения осознанных и интуитивных умозаключений одинаков, различие состоит только в определенной последовательности логических шагов. В первом случае таких шагов немного и осуществляются они медленно и осознанно. Во втором — цепочка шагов большая, но сам процесс протекает стремительно и при этом возникает ощущение озарения.
Другие психологи, не отрицая подобных представлений, полагают, что интуиция не всегда проявляется подобным образом. По их мнению, при взаимодействии с реальностью человек приобретает как осознаваемый, так и неосознаваемый опыт. Во время раздумий над картиной, книгой или проектом в сфере сознания происходит осмысление неосознанного жизненного опыта, и это ощущение мы называем озарением.
Последователи и той и другой точек зрения определяют интуицию как нечто неподконтрольное сознанию. Но вместе с тем в рамках этих представлений отмечается, что условия для проявления интуиции поддаются сознательному культивированию в виде систематизированных знаний, творческого опыта и упорного труда.
По мнению физика-теоретика Е. Л. Фейнберга, Интуиция есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на логическое доказательство. Любой вид творчества направлен на создание новой информации, сопряженной с эстетическими переживаниями, и этот процесс реализуется интуитивно.