Опорные точки
В любой композиции есть система визуального акцентирования: сосредоточенные и рассредоточенные точки и осевые направления. Опорные точки акцентируют систему структурного построения композиции, ее иерархические связи. Причем любой из этих элементов имеет свое значение. Так, горизонтальное направление предполагает протяженность, ширину. Вертикальное — высоту, подъем, спад, стремление, легкость. Точка пересечения горизонтали и вертикали являет собой место акцентирования встречи этих направлений. Энергичные повороты форм, напряженные дуги, жесткие углы, узлы пересечения разнонаправленных траекторий движения, диагональные направления, сходящиеся в поле зрения, — все это обеспечивает движение в глубину композиции и уводит за ее пределы.
Динамически направленные оси связаны с опорными точками, ведущими к Композиционному центру. Под ними подразумеваются элементы, детали, отдельные формы, влияющие на направленность восприятия и воображение зрителя. Таких точек не должно быть много, и они должны строиться в соответствии с иерархической значимостью.
В цикле работ Л. С. Поповой «Пространственно-силовые построения» фигурируют вертикальные, диагональные разнонаправленные линии, прямоугольники и треугольники, движущиеся круги и спирали, пересекающиеся между собой и парящие в невесомом пространстве под действием центростремительных и центробежных сил, подчеркнутых контрастным взаимодействием насыщенных цветов.