Исследования художественного творчества
Информационный подход, используемый при исследовании художественного творчества и зрительного восприятия живописных произведений, позволяет в определенной мере раскрыть некоторые стороны творчества художников. На уровне интуиции они использовали различные приемы усиления выразительности изображения, такие как перепад яркости и цветности, размытость границ очертаний предметов и графическая четкость границ композиционного и смыслового центра, различный масштаб в произведении.
Работая над материальным произведением, автор создает образ. Созданное изображение становится кодом, доступным нашему пониманию. В этом отношении интересно высказывание Г. Борисовского: «Вся Древняя Греция сжата в одной колонне. Он великолепен, этот мраморный знак. В нем заключены светлые образы Эллады» .
Так в чем же состоит различие образа и знака и в чем специфика урегулирования художественной деятельности отдельными знаками и знаковыми системами? Объект отражения в обоих случаях — конкретный предмет, процесс, явление. По своим свойствам объект отражения и носитель отражения не имеют ничего общего, но в то же время они находятся в определенной связи со свойствами отражаемого объекта.
Образ — как слепок, копия — так или иначе воспроизводит оригинал. В нем заключено конкретное, субъективно отраженное художником явление.
Знак, в свою очередь, заменяет оригинал, но связь между ними условная. Знак фиксирует познаваемую сущность, общее, абстрактное, без налета субъективности.