Положительные эмоциональные реакции
Трудно поколебать установившиеся представления о чем-либо, если не находится убедительной альтернативы. Если, с одной стороны, мы имеем сумму неких знаний, убеждений, взаимосвязанных образов, а с другой — незнакомые нам факты, то, сколько ни говори и ни спорь, что они верны, человеку трудно изменить свою точку зрения. Вместе с тем на характер мыслей и образов человека влияют мысли и образы других людей. Поэтому наличие обоснованной альтернативы повышает нашу готовность восприятия нового знания. Как отмечалось у Козьмы Пруткова, многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что они не входят в круг наших понятий. И с этим трудно не согласиться.
Положительные эмоциональные реакции возникают в том случае, когда полученная информация превышает те представления, которые сложились у человека ранее. Подобные реакции обусловливаются качественными свойствами произведения искусства и в первую очередь — его неповторимостью. В то же время и содержательностью, которая раскрывается нам не только единовременно, но и в результате многократного, эмоционального воздействия рассматриваемого произведения.
Эмоции выступают в качестве аппарата быстрой оценки воздействия окружающей среды со знаком плюс или минус, с точки зрения полезности или вредности. Любое представление, возникшее в сознании человека, вызывает другое, сходное или противоположное наглядное представление. Художник, воздействуя на наши мысли и чувства, использует различно направленные ассоциации, без которых немыслимо образное мышление. При создании художественного образа, надо полагать, преобладают ассоциации конкретно направленного содержания, отражающие знакопеременные эмоции.