Наложение разных масштабов
В изобразительном искусстве имеет место использование приема Наложения разных масштабов, который рассчитан на восприятие с дальнего и близкого расстояния. Такой прием позволяет рассматривать основные членения композиции и моделировку деталей. Основой восприятия масштаба, как мы видим, является соотношение частей и целого в любой композиции.
Множественное, монотонное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется Метрическим, Или Метром. Наглядный пример проявления метра — шахматная доска или тетрадь в клеточку. Но в искусстве часто используют и сложные повторы, когда повторяется один или несколько элементов одновременно с одинаковыми или разными интервалами. Простое, механистическое чередование изобразительного модуля может сочетаться и с более сложным повтором. Примером может служить офорт эстонского художника У. Пло — омипуу «Двор» . Композиции, в которых используются простые метрические интервалы, по своей сути статичны и эмоционально сдержанны.
Метрические повторы, если проводить аналогию с музыкой, являют собой простейший ритм, но при этом необходимо противопоставление двух неравнозначных элементов композиции с одинаковыми интервалами.
Ритм в жизни и искусстве предполагает движение. Проявления ритма нам хорошо известны: смена времен года, дня и ночи, приливов и отливов, ритмичное дыхание, биение и сокращение сердца и т. д. Особенно показательно ритм проявляется в музыке за счет пауз; ритмический отсчет воздействует непосредственно на человека.
В живописи зрительное восприятие ритма ассоциативно. Ритм в искусстве является важнейшим выразительным, эмоционально воздействующим средством. Живописные произведения по своей природе статичны, однако мы ощущаем в них проявление ритма: неподвижное движется, молчаливое говорит языком пропорций, разнообразием контрастов и цвета, интервалов и ритмов. По меткому замечанию архитектора Г. Борисовского, «неподвижное движение — великий парадокс, без которого не может существовать ни живопись, ни скульптура, ни архитектура».