Информативность формата
Для уменьшения информативности формата художник должен пользоваться в основном квадратом, а не близкими к нему соотношениями. Однако и тут есть противоречия между требованиями, предъявляемыми к формату со стороны конкретного содержания изображения. У каждого из нас в подсознании присутствует генетическая соотнесенность с вертикалью и горизонталью. В соответствии с этим срабатывает принцип логической определенности: в какую сторону, если отталкиваться от квадрата, стремится формат картины. Поданным психофизиологии, различия между двумя размерами становятся заметными при превышении порога различения на 10 —15 процентов от величины одного из размеров. Таким образом, для зрителя предпочтителен формат, вытянутый по горизонтали или вертикали и отличающийся от квадрата на указанную величину. Принципу определенности отвечает тип формата композиции 0,8, у которого высота чуть меньше ширины, и формат 1,2, у которого ширина меньше высоты. А в пропорции золотого сечения значение формата для горизонтальных картин — 0.62 и вертикальных — 1,62. Такие форматы считаются самыми уравновешенными и имеют тенденцию к замкнутости. Для художника выбор формата является выбором всей системы композиционного построения изобразительной плоскости: группировки в условном пространстве форм, цвета, фактуры и способа их организации.