Ломаные линии
В. Кандинский рассматривает классификацию трех видов линий: ломаных, волнообразных и комбинированных. Ломаные линии состоят из двух частей и являются результатом воздействия двух сил, а различие между ними зависит от величины углов: острый угол — 45 градусов, прямой — 90, тупой — 135 градусов, свободный угол — произвольный, — а также от длины ломаных частей. Психологическое воздействие этих линий он называет абсолютным звуком данных форм, имеющих определенные напряжения, которые способствуют завоеванию плоскости. Сложные ломаные линии — это результат совокупного множества линий различного начертания.
Волнообразные линии могут состоять из геометрических частей круга, из свободных частей или различных комбинаций тех и других . Наиболее простая из них — геометрически-вол — нообразная кривая линия с одинаковым радиусом начертания и равномерным чередованием напряжений. В других свободно-волнообразных кривых происходят визуальные изменения геометрии линий, неравномерности чередований напряжений внутри их, изменения направлений движения и толщины линий, а также усиление или, наоборот, уменьшение энергии линии.
Плоскость — это след движущейся линии, простейшая изобразительная поверхность, характеризующаяся размерностью по координатам х и У и конфигурацией. «…Плоскость, которая в природе есть частный случай, но которая в картине вмещает в себя трехмерность и в идеале намерение сопротивляться движению времени, т. е. сохранять созданную художником концепцию средствами профессионального действия».
Воспользуемся вновь теоретическими положениями В. Кандинского, который подразумевал под понятием «основная плоскость» материальную плоскость, призванную вместить содержание произведения.