Крупные габариты
Картины, имеющие площадь свыше 1 м2 и тяготеющие к крупным габаритам, относятся к Аномальным зонам зрительного восприятия; целостное восприятие происходит не сразу, а в результате постепенного знакомства с картиной.
В первом случае картины ориентированы в большей степени на чувственную, эмоциональную сторону восприятия, а для второго характерны повествовательность и ориентация на внешний эффект.
Ограничение изобразительной плоскости рамой определяют верх и низ картины и ее устойчивое положение.
Вопросы формата картин наряду с теоретическим имеют и практическое значение — относительно выбора оптимальных пропорций. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в искусстве практика всегда идет впереди теории. На основе изучения различных форм выдающихся произведений искусства и архитектуры еще со времен Пифагора был выведен принцип Золотого сечения, который применим к объектам самых разных форм. Наиболее оптимальным он выглядит для прямоугольных форм: размер меньшей стороны прямоугольника в формате золотого сечения должен составлять примерно 0,62 от размера большей стороны. Такое соотношение сторон характерно для множества произведений мирового искусства. В XIX в. немецкий психолог Г. Т. Фехнер провел исследования о привлекательности золотого сечения. Большой группе людей были предложены для обозрения прямоугольники с неодинаковым соотношением сторон, но одинаковой площади. Необходимо было указать, какой из представленных прямоугольников является предпочтительным для восприятия. Большинство испытуемых указали на прямоугольник с форматом золотого сечения. Однако, если говорить о произведениях живописи — картинах, то их формат очень редко приближается к такому сечению! До сих пор это явление остается без объяснения, как и сам феномен золотого сечения и его происхождение, не говоря уже о причинах привлекательности более сложных форм, чем прямоугольник.