Способы перевода пространства
В. А. Фаворский в своем курсе по композиции во Вхутемасе отмечал три способа перевода пространства на плоскость: Египетский, греческий и Византийский. Четвертого способа, по его утверждению, быть не может, так как третий обобщает достижения первых двух и исчерпывает возможности построения пространства.
В египетском искусстве на первый план выходит восприятие неограниченного пространства, заложенного самой природой, как образа вечности. Система композиционного построения изображений основывалась на методах ортогональных проекций. При этом достигалась полнота изображения фигуры: голова — в профиль, торс — в фас. При таком способе изображение, по словам Фаворского, стремится к движению. Настенные росписи строились горизонтально по ленточному принципу. Вертикальная координата в них являлась осью движения предметов и фигур. В искусстве Египта ясно прочитываются связи с орнаментом, включающие сложные вариации симметрических построений, при которых композиции имеют тенденцию к непрерывности.
В дошедшем до нас греческом искусстве мы обнаруживаем иные способы и приемы изображения пространства: лаконизм изобразительного языка, плоскостную трактовку изображения, при которой происходит наложение предметов друг на друга, а также движение форм относительно вертикальной оси. Все это позволяет говорить о пространственных планах, о движении в глубину плоскости. Греческое восприятие пространства опиралось на равновесное сочетание статики и динамического движения.
В произведениях изобразительного искусства воздействие фигуративных или нефигуративных форм основано на взаимосвязи, соотношении и упорядоченности всех частей композиции по их значимости. Это означает субординационную компоновку форм и выявление главного в композиции, второстепенных и дополнительных элементов. Это относится и к координационной взаимосвязи частей композиции по содержанию и форме.