Бессмертная песнь материнству. Рафаэль Санти
«Сикстинская Мадонна» — не только шедевр живописи Рафаэля, но и самая знаменитая картина в мире, если бы ее создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие». Так говорил великий немецкий поет Гёте.
Но Рафаэль был не только живописцем. Его талант был многогранен: им было создано много великолепных полотен, он являлся главным архитектором строившегося тогда собора Святого Петра, занимался росписью дворцов и даже папских апартаментов, возглавил раскопки катакомб в Риме. Именно в этом городе была создана знаменитая «Сикстинская Мадонна».
Картина – это видение святого Сикста. В честь его были возведены капелла и монастырь в Пьяченце. Картину обрамляет широкий зеленый занавес. Навстречу своей судье с облаков на землю спускается юная босоногая Мать с Младенцем на руках. Она готова отдать своего ребенка людям, зная, что Его ожидают страдания и муки на земле и все же обвивает Его руками, пытаясь защитить. Девушка смотрит на зрителя печальными широко распахнутыми глазами, в которых трепещет слабый огонек надежды. Но именно в том и состоит святое предназначение каждой матери на Земле – отдавать свое дитя миру. В этом образе Рафаэль сумел воплотить сущность материнства, ту любовь и жертвенность, тревогу за свое дитя и надежду. Вот уже пять веков творение мастера пробуждает в людях любовь и сострадание к своим близким.
Не по возрасту серьезным изобразил Рафаэль Младенца Христа. Его взгляд внимательный и прозорливый. На ступень ниже Мадонны, в нижней части картины приклонившись стоят Папа Сикст II и Святая Варвара.
«Автопортрет»
Автопортрет Рафаэля, созданный в 1506 году, сейчас хранится в галерее Уфиици. Фигура повернута в три четверти, контуры лаконичны и строги. Нежный овал светлого лица, темные глаза и задумчивый взгляд. По словам современников, художник славился красотой, обаянием, отличался изящными манерами и добронравием.
Рафаэлло Санти (1483-1520) родился в городе Урбино. Его отец Джованни Санти был живописцем. Рафаэль учился в Урдино и в Перудже, всего дважды был во Флоренции, с 1508 по 1520 жил и работал в Риме. Он прожил всего тридцать семь лет, но даже за такое короткое время вошел в мировую историю как титан эпохи Возрождения. его гармоничный стиль вобрал в себя лучшие достижения Ренессанса и на долгие столетия стал эталон им в европейском искусстве.
По одной из версий, поводом для написания картины стало согласие города Пьяченцы в 1512 году на то, что бы войти в Папскую область. Папа Юлий II боролся против сепаратизма нескольких городов. Что бы порадовать жителей Пьяченцы он заказал Рафаэлю делать алтарный образ для капеллы местного монастыря. Но есть и другая версия: Юлий II заказал картину для своего надгробия. В таком случае парапет, изображенный внизу это саркофаг Папы, на который и указывают жесты святых. Два маленьких ангела – это характерное украшение для надгробий в эпоху Ренессанса. В этом произведении как в никаком другом особенно ярко проявились особенности живописи Рафаэля: совершенство форм, классическая ясность линий и по истине божественная гармония цвета.
В 1754 году «Сикстинская Мадонна» была куплена саксонским курфурстом Августом II Сильным за 20 тысяч цехинов (два мешка золота), чем практически разорил собственную казну. Так как монастырь Святого Сикста из-за войны и неурожая оказался в долгах, Папа Бенедикт XIV разрешил продать картину, но с условием, что для монастырской церкви сделают копию.
«Сикстинская Мадонна»
Святой Сикст, Папа Римский (257-258 гг.), во времена императора Валериана принял мученическую смерть за христианскую веру. До казни Папа содержался в катакомбах, где на одной из гробниц рядом с изображениями апостолов Петра и Павла был помещен лик святого Сикста. Но на картине Рафаэля Сикст II имеет много портретных сходств с заказчиком папой Юлием II. Еще одна подсказка — это желудь на вершине тиары у ног Сикста. Изображение желудя присутствует на гербе семейства делла Ровере, к которому и принадлежал Юлий II.
Справа от Мадонны приклонила колени Варвара. По легенде она была дочерью Диоскора, знатного язычника из города Илиополя Финикийского во времена императора Максимилиана Галерия (начало IV века). За то, что его дочь приняла крещение Диоскор отдал ее гонителям христиан, которые подвергли Варвару страшным истязаниям и казнили ее. С тех пор святую великомученицу Варвару считают защитницей от нечаянных бед и внезапной насильственной смерти, говорят, что она облегчает муки умирающих. Так же ей молились, что бы она даровала победу на поле брани. Варвару особенно почитали в семействе Ровере. На картине она служит напоминанием о знатном роде Юлия II, его военных и политических победах.