Формы искусства
Обращение к первичным формам искусства вполне понятно. Чем больше наше желание заглянуть в будущее и понять настоящее, тем сильнее проявляется необходимость использовать положительный опыт прошлого. Большой интерес для нас представляют анализ и изучение отдельных элементов картины, сделанные В. Кандинским в книге «Точка и линия на плоскости». Он считал, что точка должна иметь определенные границы, контуры, отделяющие ее от окружения. При изменении размеров и форм точки меняется и относительное звучание абстрактной точки. Внешние границы точки определяют внешнюю форму .
Развитием точки является круг. Как отмечал В. Кандинский, он может иметь тысячу разных значений. Точка встречается во всех видах искусства. «В скульптуре и архитектуре она является результатом пересечения не-скольких плоскостей… Плоскости ею управляются и из нее развиваются. В готических зданиях точки акцентируются резкими обострениями и нередко подчеркнуты пластически, в китайских это достигается благодаря кривой, ведущей к точке, — становятся внятными короткие, точные упоры, как переход пространственной формы к растворению в окружающем здание воздушном пространстве. Именно в такого вида постройках предполагается сознательное применение точки. Так как она планомерно распределяет и композиционно восходит к самой вершине устремленных вверх масс. Вершина = точка» .
Наиболее элементарным для восприятия является черное пятно в виде круга, квадрата, треугольника. Для К. Малевича квадрат подобен точке, линии, окружности. Геометрическая конфигурация пятна и его масса зависят от степени линейности плоской или объемной формы. при приближении их к контуру круга, прямоугольника, треугольника, а также к контуру шара, параллелепипеда, конуса, цилиндра. Контур в данном случае рассматривается как линия, придающая пятну форму и отделяющая изобразительное поле от фона. Вспомним, что в рисунках древнего человека мы встречаем слабо выраженные в смысле изобразительности силуэтные пятна, формы которых условны, а иногда почти абстрактны.