Работа над композицией
В процессе работы над композицией необходимо учитывать и влияние различных зрительных иллюзий: неадекватное восприятие равновеликих форм в зависимости от цвета или тона, членения разного вида, сочетание с другими формами, положение на плоскости и т. д. Зрительные иллюзии обусловлены тем, что изобразительные формы воспринимаются не изолированно, а в сравнении с окружающими их формами. Немаловажное значение имеют также особенности работы нашего зрительного аппарата, переворачивающего и выправляющего криволинейные и прямолинейные изображения, фиксирующиеся на сетчатке глаз. Данный вопрос достаточно хорошо освещен в небольшой, но весьма емкой по содержанию книге И. Д. Артамонова «Иллюзии зрения» . Поэтому позволим себе ограничиться несколькими примерами, представляющими интерес с точки зрения создания формальных решений. В первую очередь сюда можно отнести работы В. Вазарели и ряда других мастеров. Также заслуживают внимания работы М. Эшера, О. Ройтерсверда и других художников, создавших на плоскости объемные фигуры, которые сначала кажутся вполне обычными. Но при ближайшем рассмотрении они оказываются абсолютно невозможными в реальном мире.
Говоря о вымысле, до которого художник доходит своим умом, известный искусствовед Л. В. Мочалов отмечает, что «в искусстве реальность нередко предстает как возможное, а порой даже и как невозможное с точки зрения здравого смысла — в том случае, если оно отражает реальные побуждения людей».