Оттиск изображения
Повторим, что в монотипии достигается Единственный оттиск изображения. К этому утверждению следует добавить, что окончательное изображение может быть достигнуто за счет последовательной доработки задуманного изображения в общих чертах. Некая предсказуемость результата достигается использованием определенных приемов получения различных фактур. Краски, имея различную консистенцию, дают и различную плотность отпечатка. Полученные изображения во многом зависят от вида используемой бумаги: влажной рыхлой или сухой плотной, мелованной или фотографической. На окончательный оттиск влияет и основа, на которую наносится краска: стекло, пленка, бумага и т. д. При одновременном использовании акварели и гуаши можно достигнуть различного контраста фактур. Выразительность приемов достигается за счет появляющихся красочных наплывов и сгущений в соединении с целенаправленными действиями. Интересные результаты получаются также при процарапывании рисунка по непросохшей красочной поверхности, использовании абсорбентов и т. д. Важнейшим звеном в освоении этой техники являются практические навыки художника.
Полученные причудливые изображения прорабатываются различными способами и дополняются деталями до получения определенного впечатления. Удивительная по своей выразительности техника граттажа продемонстрирована художником М. Эрнстом в картине «Видение, навеянное ночным видом ворот Сен-Дени».
Известны также его композиции, выполненные в технике монотипии на холсте. Это картины «Европа после дождя» и «Глаз тишины» . Оба приема — фроттаж, граттаж, — а также монотипия имели в его творчестве большое значение; это была первичная субстанция, в которой зарождались живописные образы.
Как отмечает У. Бишофф, «без работ Макса Эрнста невозможно представить себе развитие абстрактного экспрессионизма, живописи цветового поля, с ее всепроникающей структурой — т. е. форм живописи, в которых, взамен традиционных средств композиции, весь холст оказывается структурой, в которых невозможно выделить верх и низ, левое и правое».