Абстрактная живопись
Такая же оценка звучит и в высказываниях Н. Н. Волкова: «В абстрактной живописи Теперь существует культ полной бессвязности, типичной для непроизвольного заполнения плоскости пятнами, частями изображений, линиями — друг на друге, рядом, без всякой заботы о связях и даже о размещении на листе, случай бессвязности пятен и линий картины, подобный некоторым рисункам душевнобольных. Здесь могут быть и обрывки предметного содержания, но нет смысла. Это бред. Впрочем, бред может быть осмысленным» .
В позиции В. Кандинского, основоположника абстрактной живописи, никогда не было подобного экстремизма в оценках по отношению к реализму. В противоположность этому он утверждал, что беспредметная живопись не есть вычеркивание всего прежнего искусства, но лишь необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которых образование кроны зеленого дерева было бы немыслимо .
Синтез объективного и субъективного, реального и фантастического в соответствии с философией абстракционизма достигается только за счет беспредметности, когда свойства предмета отделяются от их носителя. От предмета остаются только абстрактные свойства — форма, цвет, тон, линия и т. п., — которые могут взаимодействовать с подобными свойствами других предметов. В результате комбинаторики различных форм, линий, плоскостей, цветовых пятен создается композиция, не имеющая предметного аналога. Однако подобная беспредметность не означает полной неизобра — зительности. Графические и цветовые элементы заимствуются в определенной мере от реальных объектов и отражают их конкретные свойства. Раскачивая взаимосвязи между предметными границами реальных объектов и высвобождая свойства предметов, можно в итоге прийти к условному характеру не только сюжета, но и самих предметов.