Психические процессы
Психические процессы, в том числе творческие, можно отнести к процессам, происходящим без участия сознания. Подсознание — это разновидность неосознаваемых психических явлений, которые в определенных условиях могут быть осознаны. Автоматизированные навыки в виде хорошо усвоенных норм поведения и жизненного опыта наполняют подсознание конкретным содержанием. Например, мы дуем на чай, потому что знаем, что он горячий. Важным каналом прямого воздействия на подсознание является подражательное поведение, которое имеет решающее значение в овладении практическими навыками: производственными, изобразительными, научными, спортивными и т. п. Здесь имеется в виду «личностное знание», не осознаваемое ни учителем, ни учеником, которое передается бессловесно за счет выполнения ряда неявных правил и позиций. Здесь необходимо отметить, что такой канал подсознательного воздействия не всегда является эффективным.
В подсознании находится механизм, от работы которого зависят наши эмоциональные переживания. В процессе эволюции человечество неоднократно убеждалось в преимуществах определенных форм организации норм поведения и создаваемых эстетических ценностей. Сюда можно отнести многие композиционные средства: соразмерность частей целого, метроритмические повторы, отбор основных деталей и многое другое. Эти действия применимы для различных объектов, поэтому они приобрели самостоятельную ценность и были обобщены, а их использование получило неосознанный, автоматический характер. Но подсознание не в состоянии выделить из объекта то новое, что в сравнении с хранящимися в копилке «эталонами» даст положительную эмоцию удовольствия от восприятия красоты. Это функция сверхсознания, как считает академик П. В. Симонов.