Методы изображения
Различия в способах и методах изображения определяются задачами, стоящими перед художником: не просто изобразить окружающий его мир, а тот мир, который видит лично он, переживает и воссоздает его в художественных формах. В изобразительной практике широко используются различные системы и способы отображения, которые предполагают определенные условности любого изображения. Художественное отображение объекта сказывается в отборе художником тех признаков, без которых изображение не имеет смысла. Вместе с тем наш интерес вызывает зачастую не само изображение, а то удовольствие, которое получаешь от живописи, от стихии красок, как отмечал поэт Луи Арагон.
Язык искусства является своего рода кодированным сообщением, поэтому в творческой деятельности мы должны прежде всего знать способы передачи и получения изобразительной информации и уметь применять их. Это огромный диапазон — от изображения в виде точки или пятна до реалистического совпадения объекта и его отображения.
Изобразительная деятельность включает в себя восприятие реальной формы, ее переосмысление, преобразование и отражение в соответствии с видением художника. Конечное изображение является и результатом творческой деятельности человека, и средством достижения поставленной цели в виде учебного или художественного произведения. Произведение искусства — это не только след деятельности художника, это и его творческое кредо.
Когда мы рассматриваем произведения художников беспредметного направления, возникает вопрос: в какой мере формальная и эмоциональная структура этих произведений соответствует основам эстетического восприятия современного искусства? А тот факт, что мы имеем дело с подлинными произведениями искусства, не поддается сомнению. Ответ на этот вопрос находится, несомненно, в плоскости определения содержания произведений, доступности знаковых форм отражения и выразительности формального языка.
Лингвисты говорят, что знаковую систему можно считать языком при наличии определенных свойств. Из них важнейшими являются иерархичность построения, произвольность знаков и их сочетаний, а также открытость. По аналогии нечто сходное происходит и с информационной структурой в эмоциональной сфере изобразительного искусства.