Мыслительные процессы
Мыслительные процессы, происходящие в левом полушарии, по мнению многих исследователей, могут быть выражены в словесной форме. С правым же полушарием сложнее. Сначала соответствующие сигналы передаются в левое полушарие, и только потом происходит их преобразование в словесное выражение: каждая половина нашего мозга имеет свой стиль мышления и свои особенности. В режиме совместной работы они дополняют друг друга без ущерба для индивидуального стиля мышления. В ходе зрительного восприятия каждое из них может реагировать первым и воздействовать на наше сознание или вступать в противоречие друг с другом.
Наше понимание сложности двойственной работы мозга — визуальной и вербальной — на основе новых знаний позволяет иначе взглянуть на методику обучения изобразительным и специальным дисциплинам у архитекторов и художников. В этом плане интересен опыт обучения рисунку студентов нехудожественных специальностей, разработанного профессором Калифорнийского университета в Лонг-Бинче Б. Эдвардсом.
При копировании рисунков, представленных в перевернутом виде, результаты были значительно лучше, чем при копировании в нормальном виде. Как считает Эдвардс, это происходит потому, что левое полушарие, отвечающее за логику, пытается осознать и дать словесное выражение рисуемого объекта. Тем самым оно мешает правому полушарию, отвечающему за восприятие образов, за образное мышление. При изменении привычного взгляда на объект рисования, в данном случае когда копируемый рисунок переворачивается, создаются сложности для его понимания левым полушарием. Оно как бы отстраняется от работы, и тогда в работу вступает правое полушарие, легко улавливающее взаимосвязи линий и пятен и копирующее их без осмысления с большей степенью достоверности изображения.