Принцип прибавочного элемента
В основе формальных условий абстрактного метода лежит Принцип прибавочного элемента К. Малевича, под которым он понимал новый структурообразующий принцип, вводимый в живописно-пластическую систему произведения, в силу которого оно приобретает соответствующее звучание. В более точной формулировке В. Брянского это означает систему формальных правил для выбора умозрительной модели, кодирующей специфические «абстрактные» чувства. Использование этих правил позволяет придавать абстрактный характер структуре и элементам создаваемого художественного образа. Абстрактный метод возник на основе синтеза определенных черт символизма и импрессионизма .
Одним из самых распространенных и часто используемых в искусстве приемов является стилизация. Стилизация — это жанровое подражание чему — либо; попытка представить предметы или фигуры в условно-упрощенной форме. Достигается стилизация упрощением и обобщением внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Возможна также интерпретация исходной формы. В пространстве формы ограничиваются поверхностями, а в рисунке их границы передаются линиями.
Механические ритмы, используемые в стилизационных изображениях, их взаимосвязи и соотношения имеют свою композиционную логику и определенную энергетику с различным знаковым значением. Так, в произведениях футуристов пространство и время деформируются в свете эмоциональных ощущений художников. При этом последовательность происходящих в картине событий и пространственные отношения между объектами игнорируются.