Процессы воздействия
Следует различать процессы воздействия и внушения изобразительного искусства относительно эмоциональной сферы людей. При этом необходимо обратить внимание, что воздействие искусства на человека связано не только с содержанием, но и с адекватной содержанию художественной формой, с физиологическим действием определенных ритмов, звуков, форм, цветов, которые оказывают спонтанное влияние на подсознательные, не контролируемые сознанием стороны психической системы. Эта связь определяется тем, что в каждом виде искусства присутствует организованная ритмика движения, форм, цвета, звуков. Аспект воздействия занимает значительное место в искусстве, но в большей степени он характерен для представителей художников модернистских направлений. У них в большинстве случаев своеобразные, предметные представления о мире, связанные с переработкой реальной предметности, с одной стороны, и творческого процесса — с другой, которые составляют познавательные стороны художественного образа. Процесс же внушения целиком связан с формой произведения и его эмоциональной окраской, его можно выразить словами «только так и никак иначе».
В процессе изобразительной деятельности эмоциональное состояние автора зависит и от его личного отношения к объекту отражения, и от непосредственно творческого процесса, которые влияют на степень эмоционального переживания. Художник не может быть равнодушным человеком, у него все подчинено чувству и настроению. Неудивительно, что при знакомстве с произведениями других художников он также испытывает определенные чувства. И это связано не только с содержательной стороной произведения, но и с его техническими особенностями, с мастерством художника.