Точная фиксация
Художник писал: «Каждый мазок или прикосновение к картине есть точная фиксация через материал и в материале внутреннего психического процесса, происходившего в художнике, а вся вещь целиком есть фиксация интеллекта, интеллекта того, кто ее делал» . И далее, по мнению П. Н. Филонова, изображаемое лежит в мыслительной сфере, умопостижимой области понятий, образов, представлений — в сфере памяти, знания, опыта. «Знающий глаз исследователя-изобретателя — мастера аналитического искусства стремится к исчерпывающему видению, поскольку это возможно для человека, он смотрит своим анализом и мозгом и им видит то, что не берет глаз художника» . П. Н. Филонов писал, что художник «обязан видеть мозгом, или “знающим глазом”, как неким внутренним оком, позволяющим более глубоко, на интуитивном уровне взаимодействовать с предметом» . Наиболее исчерпывающе этот тезис выглядит в его картине «Формула петроградского пролетариата», считающейся апофеозом творчества художника. Нас не только поражает содержание, но убеждает и форма произведений П. Н. Филонова, их «сделанность». Возникновению в нашем сознании фигуративного образа при рассмотрении его картин предшествует беспредметная увертюра из простых форм. Затем из кажущегося хаоса цветовых пятен и линий начинают появляться контуры предметов, домов, людей. Они различны по масштабу и своему расположению в пространстве картины, но воспринимаются единым целым.