Художественная информация
Художественная информация в формальной композиции количественно и качественно будет уступать информации, содержащейся в произведении живописи, например в натюрморте. Так, в первом случае содержание ограничено, гармонизация достигается за счет определенного числа формальных элементов композиции, а увеличение числа элементов приводит к информативной перегруженности изображения. В любом натюрморте количество заложенной художественной информации существенно выше. Однако следует отметить, что указанные способы художественного воздействия на людей в принципе равноправны. И в том и в другом случае идет отсечение сложной, избыточной информации.
Изучая информационные возможности формы на разных уровнях работы мозга, для передачи различных сообщений, в том числе и художественных, необходимо использовать практический опыт, накопленный психологами и физиологами, а также подключать при этом собственный жизненный опыт.
Не менее полезно и поучительно рассматривать произведения художников, которые в результате своей творческой деятельности научились не только передавать особое видение окружающего мира, но и отображать в картинах то, что составляет их внутренний мир. Овладение основами формальной композиции невозможно представить без изучения творческого наследия мастеров изобразительного искусства и тех истоков, из которых они черпали свои идеи. В картинах и композициях, в различной манере письма и даже в названиях направлений искусства мы находим ценные сведения об особенностях зрительного восприятия и глубинных процессах переработки поступающей информации в нашем мозге. А он во многом играет роль «черного ящика», процесс работы которого скрыт от нас, а результат доступен.
Одним из древнейших способов передачи информации были рисуночные знаки — пиктограммы, содержащие определенные сообщения, иероглифы, обозначающие некое конкретное понятие, клинопись, различные способы письма и разнообразные шрифты. Изобразительный образ с включением иероглифических элементов специфичен для некоторых форм живописного изображения, в которых смысловое содержание сознательно зашифровано и адресовано посвященным людям. Так, в иконописи нимб означает святость, крылья — ангела, змий — дьявола.