Композиционная структура
Итак, зависимость между расположением формы на плоскости и психическим ощущением условно обозначается цветом. Композиционная структура, состоящая из кругов-знаков, становится символическим выражением различных ощущений: динамика движения формы воспринимается как красная, покоя — зеленая, бесконечности — черная и невесомости — белая. Конечно, то, о чем сказано выше, не надо принимать за реальные цветовые ощущения, так как, где бы ни находился круг на плоскости, он не теряет своей тональности.
Круг в отличие от квадрата не имеет потенциальной возможности создания новых форм, но в композицию из кругов могут включаться квадраты, прямоугольники и более сложные фигуры.
Третьим элементом формообразования, по Малевичу, является крест, который получается из двух прямоугольников за счет поворота одного из них вокруг оси. По тональности он может быть черным или белым. Эта форма обладает, как считал художник, внутренней выразительностью и высокой концентрацией ощущений. Форма креста при удлинении стремится к линии, теряя в массе и зрительно облегчаясь. При дальнейшем движении крест утрачивает материальность, его физические границы стушевываются до ощущения «белого знака» — невесомости.
В картине К. Малевича большое значение имеет не только характер и фактура поверхности квадрата, но и соотношение масс и пропорций черного и белого полей. Картина явилась результатом теоретических исследований художника и практическим итогом полного отстранения от реальности в пользу абстрактного мышления и абстрактных форм. Однако это направление тупиковое, дальше двигаться некуда. «Можно субъективно принимать или не принимать душою модернистское искусство, можно соглашаться или не соглашаться с позитивной ролью абстрактного искусства в формировании предметного мира и в развитии современного дизайна. Это ничего не меняет. Ибо в историческом процессе формирования художественной культуры его роль объективно определена и представляет собой определенный этап в ее развитии».