Положительные эмоции
Что заставляет нас признавать объекты восприятия красивыми и эмоционально насыщенными? Это трудно определить словами. Красота — это тайна, которая постигается каждым человеком интуитивно. Красота всегда связана с положительными эмоциями, получаемыми от объекта восприятия; эти эмоции вызывают чувства, необъяснимые на языке логических доказательств. Достаточно вспомнить шедевры мировой живописи, к которым человечество на протяжении многих столетий обращается как к источнику эстетического наслаждения. Однако эстетическая оценка любого произведения искусства крайне субъективна и во многом зависит от культурного и интеллектуального уровня развития человека.
При создании своего произведения художник отталкивается от предметности реального мира, интерпретируя его формы. Даже при довольно большой отдаленности изображаемого от реальности художник опирается на некий зримый образ, который связан с ассоциативными впечатлениями об объектах реального мира. В основе подобной условности художественного изображения лежит способность зрительной памяти ассоциативно соотносить изобразительные намеки с предметными представлениями.
Зритель при восприятии картины «проигрывает» изобразительную ситуацию до предполагаемой разгадки содержания. При полном совпадении ожидаемого результата с полученным эмоциональным результатом, как правило, снижается интерес к произведению, если это привычный, заштампованный подход. В подобном случае наступает эмоциональная адаптация или, скорее, скука. И здесь следует согласиться с академиком И. П. Павловым, который называл подобное состояние «сном с открытыми глазами». Фактор новизны изобразительной интриги порождает иные установки на восприятие и создает иные ориентиры для воображения и цепочки зрительных ассоциаций.