Творческий процесс
Как видим, одними из важнейших задач в творческом процессе являются получение направляющего импульса в сознании личности, пробуждение и раскручивание профессионального потенциала.
Немецкий философ А. Шопенгауэр считал интуитивное познание высшим уровнем познавательной деятельности, первичным он предполагал представление, возникающее в сознании человека в результате созерцания, во время которого тот воспринимает идею предмета как единого целого вне пространства и времени. Было бы ошибочно так думать, ибо тем самым закрываются пути разумного познания мира, рассудок подменяется интуицией, а творческая деятельность — созерцанием.
«Только через чувство может быть дости гнуто художествен но — исти н ное…
Никогда, даже при точнейших пропорциях, при вернейших весах и подвесках, не создастся истинный результат от головной работы и дедуктивного взвешивания. Таких пропорций нельзя вычислить и таких весов не найти готовыми… Пропорции и весы не вне художника, а в нем самом, они — то, что можно назвать также чувством границы, художественным тактом — качества, прирожденные художнику и возносимые вдохновением до гениальных откровений» .
Приведенные высказывания говорят о роли интуиции и логики, но равноправны ли они при создании произведения? Вот мнение В. Кандинского, высказанное им на лекции в г. Кёльне: «Рождение произведения носит космический характер. Зачинателем произведения, следовательно, является дух. Таким образом, в абстракции произведение существует и до своего воплощения, делающего его доступным человеческим чувствам. Для этого необходимого воплощения любое средство будет оправданным. Значит, логика важна в той же мере, что и интуиция. Оба эти начала исследуются творческим духом, который отвергает ложное в них обоих. Поэтому логика не может быть отвергнута лишь потому, что она по своей природе чужда интуиции. По этой же причине не может быть отвергнута и интуиция. Однако оба начала сами по себе бесплодны и мертвы, если не управляются духом. Если дух отсутствует, ни логика, ни интуиция не могут создать вполне совершенного произведения искусства».