Реальная двухмерная плоскость

Реальная двухмерная плоскостьЖивопись как способ существования представляет собой реальную двухмерную плоскость, которая одновременно и сама является пространственным элементом.

Геометрическая форма плоскости может быть различной: прямоугольной, цилиндрической, сферической. Масса и толщина плоскости также имеют большое значение. В барельефе, где плоскость превращается в поверхность объема, основой для пространственной глубины она не станет. В зависимости от этого она будет влиять как на форму композиции, так и на способ изображения. Материалы — бумага, холст, текстиль, левкас, керамика и т. д. — также влияют на композицию формой изобразительной поверхности.

В трактовке П. Мондриана первичные природные оппозиции проявляют себя через взаимодействие вертикали и горизонтали, линии и плоскости, хроматических и ахроматических цветов. По его мнению, эти элементы должны являться непременным атрибутом в любой картине, находясь в состоянии гармонической уравновешенности. Композиции его картин, выполненных в духе геометрической абстракции, строились на пересечении вертикальных и горизонтальных черных линий, играющих роль своеобразной витражной решетки, которая ритмически видоизменялась. Часть прямоугольников этой решетки окрашивались в яркие насыщенные цвета — в противопоставление светлым, неокрашенным плоскостям. Вместе с тем П. Мондриан варьировал толщину линий, добиваясь при этом различного зрительного впечатления. Цветные плоскости располагаются в картинах различным образом: то в геометрическом центре композиции, то на ее краях. Они то соединяются, то разъединяются, становятся то легкими, то массивными. Цветовые элементы за счет этих приемов то тают, растворяются в плоскости картины, то заключаются в жесткие рамки.

Интересную концепцию формообразования разработал К. Малевич. В ее основе лежит небольшой набор геометрических форм, имеющих определенное смысловое значение. В соответствии с сегодняшней терминологией их можно определить как знаковые. Квадрат является основой многих фигур — круга, треугольника, многогранников. Систему геометрических форм или знаков К. Малевич увязывал с цветом. Причем о цвете первоначального элемента формообразования — квадрата — он писал по-разному: то только о черном, то о черном, белом и красном, то о черном, белом и четырех унитарных цветах — красном, зеленом, синем и желтом. Квадрат, по мнению К. Малевича, хорошо согласуется с другими элементами, которые содержат в себе символические образы. Он вбирает в себя и точку, и линию, и окружность. Знакам художник придавал некое смысловое значение, касающееся определенных черт и свойств объекта, а также их возможности вызывать эмоциональные чувства.

Похожие записи

7adc941cedf9d1ed