Мысль художника
«Мы всегда находим инстинктивно исходную точку — “начало” произведения, откуда идет последовательность наблюдения. При композиции центростремительной мы проделываем то же самое, но из исходного пункта, лежащего не в центре, и пробегаем путь по картине к центру» . Это высказывание В. А. Филина перекликается с мыслью художника А. В. Куприна: «Надо видеть обобщенно, что-то главное выделять, на нем фиксировать свое зрение, а второстепенное обобщать. В картине должны оставаться пустоты» .
Деталь может играть ведущую роль в характеристике объекта за счет преувеличения ее значения либо сознательного ее выделения. Говоря иначе, в композиции выделяется главная деталь , в результате восприятия которой мы получаем целостное впечатление. Таких деталей-акцентов не должно быть много, и связь их должна осуществляться в иерархической последовательности.
Таким образом, Композиционным Центром можно назвать предмет, который скомпонован таким образом, что привлекает внимание зрителя. Этот предмет акцентируется графическими или цветовыми средствами. Наши глаза независимо от воли всегда реагируют на яркое цветовое пятно, на его насыщенность, противопоставление теплых и холодных цветов, а другие элементы изображения в своем звучании должны быть соответственно приглушены.
Вместе с тем этот главный предмет вовсе не должен быть самым большим по размеру или занимать много места. Его назначение — привлекать к себе внимание: это главный энергетический узел картины.
Наличие композиционного центра не зависит от жанра и стиля и присутствует в любом случае в живописных произведениях различного направления, в том числе и авангардного.
Отметим некоторые из множества существующих способов выявления композиционного центра картины. Он может быть размещен в геометрическом центре картины, что характерно для произведений эпохи итальянского Возрождения. Классическим примером может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Одним из широко применяемых средств определения композиционного центра является прием изоляции, который мастерски использован художником А. Ивановым в картине «Явление Христа народу» .
Для определения главного в композиции используется прием контрастного освещения, с помощью которого выделяется самое существенное, а также тональный контраст в отношениях главных и второстепенных пятен изображаемых форм, при этом можно при-менить и контраст в их размерах. Выделяющаяся по размерам форма — большая в окружении маленьких или маленькая в окружении больших — переводит на себя наше внимание, при этом остальные формы могут восприниматься общим пятном.