Осмысление материала
Состояния формы, рассмотренные выше, используются в учебном процессе при создании формальных композиций, в которых предполагается набор исходных элементов для выполнения упражнений в следующей последовательности: получение задания, анализ, осмысление материала, выбор средств, композиционная творческая работа и исполнение в заданном материале учебного произведения.
Эмоциональная и мыслительная деятельность у студентов ускоряется в результате ознакомления с произведениями художников, архитекторов, музыкантов, писателей, показывающими различные стороны интересующего явления в такой ипостаси, которая отличается своей непривычностью. Талантливое произведение — это новый взгляд на известное, всегда утверждающийся в борьбе со старыми взглядами на это явление. Такой подход необходимо всячески поддерживать.
Замысел композиции возникает как результат двух условий: творческого мышления и художественной деятельности на основе профессиональной подготовки. Как мы уже отмечали, ремесло и творчество являют собой нераздельное единство. Но надо иметь в виду, что архитектор не сможет стать профессионалом без технических знаний. Ле Корбюзье говорил, что техника дается знанием, а творчество порождается страстью и является результатом борьбы художника с самим собой; прирожденное дарование, которое по прихоти судьбы может быть выдающимся, средним или совсем скромным, на протяжении жизни художника может быть возвышено, развито и усовершенствовано в результате вдумчивого, упорного и в конечном счете — умелого труда; точно так же легкомысленная небрежность, лень и нерадивость с течением времени способны привести к упадку любой талант.