Диссонансные соотношения цвета
В композицию с доминирующим цветом вводится другой основной цвет, дисгармонирующий с первым, изменяющий соотношение в сторону диссонанса и усиливающийся при использовании черных или белых акцентов. В композициях с доминирующим диссонансным соотношением цвета большое значение имеют форма и масса основных цветов, в которых заложены драматические противоречия и нелогичность изобразительной формы. Возможен прием динамического визуального выброса цвета за пределы изобразительной плоскости. Дисгармония усиливается при использовании еще одного антагонистического цвета в деталях .
Объединение различных цветов на основе сходства. Допускается смешивание хроматических цветов между собой в определенных пропорциях, не изменяющих доминирующий цвет. Этот принцип мы обозначим как гармонию родственных нюансных цветов, которые можно представить в виде равноступенчатого ряда с интервалами между цветами от 1/16 до 1/4 цветового круга В. М. Шугаева или в других вариациях цветового круга в пределах 45 градусов.
Объединение частей колористической композиции на основе различия. В этом качестве могут выступать пары унитарных цветов: желтый — синий, красный — зеленый. В соответствии с этим могут быть выделены главные, второстепенные и дополнительные цветовые пятна. Иерархическое дифференцирование отдельного цвета или цветовых гамм происходит на уровне знакового сообщения, получающего конкретное колористическое решение. В зависимости от вида композиции возможно построение многоступенчатой иерархии на основе цветовой субординации между элементами.
Соразмерность цветовых элементов в композиции заключается в их оптимальном, пропорциональном отношении в цветовой гамме. Эта соразмерность раскрывается с количественной и качественной сторон. Площадь, занимаемая определенным цветом в композиции, является основным фактором определения пропорционального отношения цветов между собой. Кроме того, светлота, насыщенность и чистота цвета или цветовой гаммы по отношению друг к другу или к фону также задают направленность в определении пропорциональных соотношений на основе сопоставлений. Количественные и качественные показатели цвета влияют на психологическую сторону визуально воспринимаемой композиции.