Элементы абстрагирования
Любое изображение всегда несет в себе элементы абстрагирования, так как в процессе отражения действительности мы думаем о разных этапах его создания, вычленяя одно и отбрасывая предметные реминисценции. Абстракция, будучи условием познания сущности изображаемого и одной из важнейших ступеней мышления вообще, обусловливает проникновение нашего сознания в глубь изучаемого предмета или явления. Абстрагирование можно рассматривать как способ художественного видения; например, каллиграфия в своей основе всегдаблизка к абстракции линий и пятен. Абстрактный образ является наиболее формализованным видом изображения, но его изобразительные возможности ограничены.
Абстрактные знаки воспринимаются по сходству и аналогии с реальными предметами, когда речь идет о несуществующих вещах и предметах. Если отвергается сходство с вещами и образной памятью, то знак становится условным указателем чувств или неких символов, о значении которых можно лишь догадываться: их можно интуитивно воспринимать. Такова трактовка абстрактного знака В. Кандинским.
Точечный знак-сигнал — это замкнутая, зрительно законченная геометрическая форма, знак предельной условности. Растровая система точек любой конфигурации позволяет формировать изображение. В точечной композиции заключена краткая информация. Характерным примером является изображение мишени. Художественные примеры реализации точечного изображения можно проследить на примере произведений В. Вазарели.
Представители художественного течения ташизм создавали свои картины из пятен, используя различные приемы нанесения цвета с добавлением в краску редко применяющихся в живописи компонентов. Они считали, что цвет грязи в определенных обстоятельствах может быть не менее красивым, чем цвет неба.