Формально-композиционная грамота
При обучении и освоении студентами основ формально-композиционной грамоты можно провести некоторые параллели с изучением языка в школе. Первая условная система — овладение речью. Звуки объединяются в слова, обозначающие предметы, чувства, действия. Вторая условная система — овладение письменностью. Буква — это знак и изображение. Каждая буква русского либо другого алфавита: «а», «б», «в» и т. д. — сама по себе ничего, кроме передачи звука, не означает, это чистейшего вида абстракция. Но определенное сочетание букв означает либо слово, либо предложение. Таким образом можно закодировать любой объем информации. В этом ряду композиционное произведение тоже является условной системой. Обучение и грамотность каждого студента обеспечиваются изучением формально-логических правил и закономерностей, языка форм и способов выражения содержания. Абстрагирование реальности заключается в мысленном отвлечении от некоторых свойств объектов и их отношений между собой с одновременным вычленением и выделением некоего определенного свойства или отношения для познания сущности изучаемого предмета или явления.
Для художника при создании произведения главными моментами являются предметность реального мира и его личная способность к визуальному мышлению. Зримый характер изображаемого объекта, его наглядность неразрывно связаны с впечатлениями художника и условиями зрительного восприятия, в том числе и в случаях отхода от реальности. Последнее можно рассматривать как переработку и интерпретацию материальной предметности в процессе творчества. В любой сфере художественного творчества каждому художнику хватает тех средств, которыми располагает его вид искусства. Например, в изображении с натуры всегда присутствуют элементы абстрагирования. На каждой стадии ведения рисунка решаются последовательно одни, затем другие задачи. А это требует развитого абстрактного мышления с использованием анализа, сравнения, обобщения, конкретизации и синтеза.