Эмоциональное воздействие
Приведенные примеры показывают эмоциональное воздействие некоторых областей звучания цвета. Но может быть и контрастный пример противоборства холодных и теплых цветов. Вспомним синие тени от освещенных теплым светом предметов на холстах И. Левитана.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств, и самым важным из них является зрение. Окружающий нас мир многоцветен. Являясь свойством поверхности любого предмета, цвет всегда связан в памяти с представлением о его сущности. Будучи постоянным фактором, он не оказывает физического влияния на природу предмета. Однако в контакте с другими свойствами он способен повлиять на визуальное восприятие пространства, расширить или, наоборот, сжать его, создать иллюзию покоя или движения. Холодные, отступающие в глубину оттенки синего, сине-зеленого, фиолетового цвета перестраивают пространство в сторону открытости, в противовес теплым оранжево-красным цветам, стремящимся к сжатию и замкнутости пространства. Холодные цвета пассивны и статичны, они легко ассоциируются с гладью водных пространств, необозримой глубиной, в которой все растворяется и исчезает. При переключении нашего внимания с теплых цветов на холодные происходит плавное перетекание ощущения физического пространства в иллюзорное, в котором формы приобретают ассоциативный оттенок и эмоциональную окраску.
Материальным носителем и источником эмоционального воздействия является живописная фактура картин, например при комбинации гладкого и фактурного письма. В этом смысле нас покоряют выразительность и страсть, выраженные не только в живописной манере, но и в фактуре вангоговского мазка, или живописная вязь картин владимирского художника В. Кокурина. Если рассматривать коллажи художников, работавших в стиле кубизма, то их живописные произведения, как отмечает З. Гидион, воздействуют не только на зрение, но и на осязание за счет использования таких элементов, как обрывки бумаги, картон, опилки, ведущих к созданию новой текстуры поверхности. Все чувства и ощущения человека столь важны в любом своем проявлении, что много красок мира, как говорят поэты, померкли бы без них.