Психологические характеристики
Однако не будем углубляться в тонкости нейрофизиологических и психологических характеристик различных этапов зрительного восприятия. Нам следует обратить внимание на главное: глаз в своем поисковом движении «ощупывает» предмет, движется по нему и в своем движении воспроизводит форму предмета. Зрительный образ — это движение глаза по предмету. Надо принять во внимание, что сам процесс восприятия художником того или иного предмета определяется не только изобразительной задачей, но и характером процесса изображения, а также осмыслением полученного изображения или, если быть точнее, его «прочтением и пониманием», т. е. должна существовать также обратная связь между изображением и художником, изображением и зрителем.
Если обратиться к конкретному произведению изобразительного искусства, то любая картина или учебная композиция представляют собой зрительный раздражитель, вызывающий большой поток сенсорных сигналов, направленных к мозговым центрам. Наши глаза воспринимают физические раздражения, а художественный образ формируется в высших отделах головного мозга на основе жизненного опыта человека, его памяти и эмоционального состояния. В наше время, рассматривая вопросы творческого процесса, работу глаз невозможно отделять от психологии художественного восприятия.