Оценка эстетической привлекательности
В конце XX в. появилась возможность приоткрыть завесу над количественной оценкой эстетической привлекательности сложных форм, используя принципы теории информации и психологические механизмы восприятия и оценки объектов человеком. Пояснить это можно на примере опять же прямоугольника. Известно, что зрачок зрителя сканирует поверхность рассматриваемого объекта, беспорядочно перемещаясь от одной точки к другой, останавливаясь на некоторых точках фиксации. Движение зрачка зависит от множества обстоятельств, индивидуальных особенностей зрителя и рассматриваемой формы. Но от них мы абстрагируемся — нас интересует значимость сигналов, поступающих с точек фиксации.
Известно, что механизм восприятия любого объекта заключается в сравнении его с гипотетическим эталоном. При оценке объекта прямоугольной формы зритель придает особое значение сигналам с точек фиксации и определяет отличие размеров его сторон по сравнению с эталоном.
В качестве примера такого противоречия можно привести живописные произведения П. Мондриана и Т. Дус — бурга. Понятие красоты и законы бытия они отражали посредством чисел, простых геометрических фигур и ярких спектральных цветов. Свои картины они создавали на основании расчетов пропорциональных отношений между геометрическими формами и их элементами, а композиции в большинстве своем представляют различные виды метафор времени, движения, пространства.
Исходя из изобразительной трактовки формата, можно отметить, что он представляет собой ограниченное, замкнутое в себе поле, на котором композиционно организуется изображение. Формат картины должен соответствовать содержанию, хотя сам по себе он не имеет самостоятельного значения. Вместе с тем следует отметить, что определенный вид формата — квадратный, вертикальный, протяженный горизонтальный и даже овальный — может способствовать неординарному решению композиции.