Система плоскостно-параллельной проекции
На системе Плоскостно-параллельной проекции основывается традиционное восточное искусство.
Эти виды передачи пространства или его фрагментов связаны с духом культуры и характером ее миросозерцания.
«Всякое реалистическое изображение, — отмечал В. А. Фаворский, — будет иметь в основе предметно-пространственную форму понимания действительности, и в этой пространственной форме выразится мировоззрение, всякое конкретное художественное понимание действительности столкнется с предметом и пространством и отношением одного к другому. Можно сказать, что пространственная форма, отношение предмета к пространству и будет выражать основной стиль произведения и будет образной формой мировоззрения». В понимании Фаворского «реализм, проходя через ощущение, через эмоцию, доводит изображение до содержательности». «Предмет и пространство мы должны понимать широко, — говорил художник. — В живописи и скульптуре — это люди, вещи, существующие в окружающей нас действительности и взаимодействующие с ней. Человек в архитектуре имеет своих представителей — колонна, окна, двери и другие масштабные ему единицы, входящие в пространство архитектуры» . Говоря иначе, отношение человека к окружающей среде будет определяющим.
По Фаворскому, натурализм имеет два типа изображения. Первое — механическое, иллюзорное изображение, рассчитанное на зрительный обман, превращающий органы восприятия в механические аппараты копирования. Такое изображение он называл порочным. Второе — органический натурализм, являющийся первичной стадией познания, когда художник чувствует сложность действительности, ощущает ее, переживает, но не доводит изображение до представления без суммирования полученных впечатлений и без их анализа.
Подобная оценка натурализма перекликается с определением, которое дается в кратком словаре по эстетике: «Натурализм — это воспроизведение в искусстве явлений жизни без их идейно-эстетического осмысления и оценки, копирование действительности без художественного обобщения ее существенных сторон».