Информационный канал
Важнейшим информационным каналом для человека, вторым после зрения, является слуховой канал. Образно выражаясь, наши глаза и уши — это окна, распахнутые в мир. Без них невозможно восприятие живописи и музыкального искусства. Способность человека сопоставлять и сравнивать информацию, поступающую по зрительным и слуховым каналам в виде возникающих при этом звукозрительных ассоциаций и впечатлений, называется Синестезией. А так как ассоциации являются продуктом творческого мышления, то речь пойдет о кажущихся, воображаемых вещах. Например, при прослушивании музыкальных произведений многие люди «видят» музыку в виде графических, цветовых и пластических образов. Так, звучание в музыкальном произведении волторны и флейты подобно сочетаниям сочных цветов декоративного звучания с прозрачной тонкостью лессировочных слоев краски.
Обратимся снова к В. Кандинскому. В основе его творческой философии лежало представление о музыкальных и эмоциональных эквивалентах цвета и о строгом взаимодействии форм. «Слышание цвета так определено, что не найдется, может быть, ни одного человека, который стал бы искать впечатления ярко — желтого на басовых клавишах рояля или обозначил бы краплак звуком сопрано». Он утверждал, что «цвет — это клавиши, глаз — молоток, душа — многострунный рояль» . Композитор А. Н. Скрябин эмпирическим путем составил параллельную таблицу звуковых и красочных тонов, Если узнавание звуков сравнить со способностью различения цветов, то ноты от «ля» первой октавы с частотой звучания от 440 Гц до «ля» малой октавы с частотой 220 Гц выглядят как нюансные оттенки одного цвета. Такая аналогия с цветным зрением не случайна. В обоих случаях необходимо определить частоту колебаний, только для света — электромагнитных, а для звука — механических.