Геометрические формы
Я. Г. Чернихов разделял геометрические формы в динамической композиции на пять групп: Линейные, плоскостные, объемные, пространственные И Поверхности вращения. Для объемных форм он выделил простейшее тело, тело вращения, сложное тело; для плоскостных — прямолинейные и криволинейные поверхности; для линий — прямые и кривые; для пространственных — прямолинейные простые формы и криволинейные сложные; для тел вращения — цилиндрические, конические и спиралеобразные.
Величина формы в пространстве определяется соотношением величин ее элементов, а взаиморасположение форм в пространстве по отношению друг к другу и зрителю рассматривается в соотношении справа — слева, выше — ниже, ближе — дальше. Квадрат, круг, треугольник и эллипс, как отмечалось выше, являются изначальными формами. Необходимо также отметить тесную взаимосвязь и взаимодействие цвета и форм, число которых безгранично, как безгранично и их воздействие.
Форма, По В. Кандинскому, — это отграничение одной плоскости от другой и внешнее выражение внутреннего содержания. Форма может фиксировать материальный предмет на плоскости или быть абстрактной субстанцией. «Между этими обеими границами лежит бесконечное число форм, в которых оба элемента налицо и где получает перевес то материальное, то абстрактное начало».
Под словом «форма» мы подразумеваем пластику художественного произведения, получаемого в результате творческой деятельности человека. Когда речь идет о пластике и красоте какого-либо объекта, всегда подчеркивается значение его формы. Как отмечал Г. Гегель, произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, не может считаться подлинным, т. е. истинным произведением искусства. Для М. Шагала зрительная форма служила лишь поводом для раскрытия внутренней сути.