Иконический знак
Иконический знак — это вид реалистического изображения в обобщенном виде. Не следует забывать, что любое изображение трехмерного объекта на плоскости всегда связано с получением новых качеств и признаков, которыми он не обладает, тем более при всяком условном изображении. Без отбора признаков объекта невозможно его дальнейшее преобразование. Снятие изобразительности с реального объекта и превращение его в некую сознательную условность связаны с постепенным отказом от некоторых характерных черт. Сохраняется неполное сходство с объектом. Это может касаться геометрической формы, цвета, внешнего абриса.
При этом мера условности выступает как способ художественного обобщения, целью которого является нахождение адекватных форм, но с другим смыслом. Сутью иконичес — кого изображения является отказ от некоторых пространственных характеристик, выделение в реальном предмете его видовых признаков: главного, типичного при сохранении или усилении пластической выразительности формы за счет линий и ограниченного количества тона или цвета.
Принимается во внимание визуальная сущность объекта, которая означает, что при восприятии такого знака по очертанию, форме и цвету мы устанавливаем сходство изображенного предмета с исходным. Это сходство позволяет зрителю извлекать из памяти образ, на который ориентирован воспринимаемый знак.
Знак геометрического подобия — это Также вид реалистического изображения в обобщенном виде, однако степень обобщенности в нем еще больше. Объект изображается через простые геометрические фигуры. Геометрическая трактовка и переработка форм достигаются при помощи пластики линий, пятен, цвета. Как в природной, так и в рукотворной форме мы можем обнаружить геометрическую основу — от простой фигуры до сочетания нескольких фигур. Особенно наглядно это проявляется в архитектуре и изобразительном искусстве. Внешние очертания визуальных объектов, взаимное расположение частей диктуют конструкцию объекта.
Любой объект можно представить в виде соединенных особенным образом геометрических тел, каждое из которых характеризуется своими размерами и начертанием. Мир строгих геометрических построений на основе реального объекта впервые показал нам Пабло Пикассо. Достаточно вспомнить его пейзаж «Фактория в Хорта де Эбро» или портрет А. Волла — ра — это как бы взгляд художника на модель через треснутое зеркало.
Геометрическое формообразование характерно и для произведений П. Сезанна, который сводил объекты изображения к конусам, кубам, сферам. Ведь кубистический метод не означает лишь того, что вместо головы художник изображает шар или куб, а вместо торса — цилиндр или конус. Прежде всего это четкое выявление конструктивной основы объекта, организации и трактовки объемных форм простыми плоскостями. Данный метод диктует переход от упрощенной формы к обобщенной детализации и может применяться не только в живописи, графике, скульптуре, но и в архитектуре. Кубизм, говоря словами французского поэта Г. Аполлинера, это «искусство писать новые ансамбли при помощи элементов, заимствованных не у зримой, а у постигаемой действительности».