Основные направления
В общей теории цветовой гармонии можно обнаружить три основных направления. Первое объясняет цветовую гармонию с позиций особенностей зрительного восприятия, второе исходит из положения, что ряд, равномерно изменяющийся по цветовому тону, является гармоничным, третье базируется на исследованиях цветовых предпочтений людей, выявленных различными методами.
Распространенной гипотезой образования цветовой гармонии является система расположения цветов на равнопороговом цветовом круге, представляющем собой ступени, находящиеся между собой в определенной и хорошо воспринимаемой закономерности. Таков цветовой круг В. М. Шугаева. Если принять его за основу обучения, можно тем самым получить системные отношения цветов, которые легко объяснимы.
Приведенные выше признаки гармонии не всегда согласуются с их трактовкой в живописи авангардных течений, где есть свои идеалы красоты и соответствующие предпочтения симметричных или асимметричных, экспрессивных или статичных композиций, яркого или блеклого колорита, мягких или жестких форм и т. д.
Каждая из этих характеристик может иметь общезначимую выразительность и проявляться в особом эстетическом удовольствии сторонников данного идеала.
Кроме того, в современном искусстве возникают проблемы, требующие нетрадиционных подходов к пониманию цветовой гармонии. Так, для передачи драматизма, тревоги, беспокойства и прочих эмоционально окрашенных чувств необходимы диссонансные цветовые сочетания, ведущие к дисгармонии колорита и несущие большую эмоциональную нагрузку. Решение таких композиций основано на противоборстве доминирующих цветов, их противоречивости в отношении формы, площади, массы.