Пространственно-живописное видение автора
Третья система исключает изображение реальных предметов и иллюзорное пространство. Это Полностью беспредметные композиции из линий, пятен, точек, плоскостей, цвета, разнообразных фактур и т. д. Выразительность абстрактных произведений достигается за счет логики структурного построения или спонтанного, чувственного выражения внутреннего мира художника, передачи им зрительных образов явлений, лишенных реалистической изобразительности.
Предметно-реалистическая и пластическая изобразительность бывает Объемной и Плоскостной.
При создании объемных изображений главным является пространственно-живописное видение автора, основанное на передаче световой и воздушной среды вокруг изображаемых предметов. С помощью линейной, воздушной, цветовой перспектив организуется пространственная глубина, позволяющая создавать субъективные представления о реальной форме изображаемых объектов.
Плоскостной вид изображений создает условное художественное пространство и условно-реалистические образы.
Теоретики русской формальной школы использовали термин «материал художественного произведения» как синоним понятия «содержание». На базе материала создается художественная структура произведения, оказывающая в своей совокупности психологическое воздействие на зрителя за счет определенных приемов. Композиция в понимании А. Матисса — это декоративная аранжировка различных элементов картины, используемых художником для выражения своих ощущений.