Сюжетная композиция
Сюжетная композиция картины может быть выполнена по принципу кадра. Большим мастером в этом виде композиции был художник Э. Дега, компоновавший свои изобразительные сюжеты в виде фрагментов, кадров, увиденных в жизни и запечатленных на полотне, что создает таким образом эффект присутствия зрителя. Художник, показывая фрагментарный срез жизненных эпизодов, акцентирует и фокусирует зрительное восприятие на главном и как бы заставляет домысливать зрителя содержание картины в целом.
Однако отождествлять фрагментарную композицию с кадрированием нельзя по той причине, что кинокадр представляет собой выхваченную единицу из череды предыдущих и последующих кадров, составляющих единое целое — кинокартину. Поэтому механистическое использование приемов киноискусства в искусстве изобразительном неоправданно. Фрагментарность композиции возникает только в результате творческого поиска и в отличие от деталей картины, срезанных рамой, характеризуется неожиданным, но уместным и выразительным решением .
Монтажная композиция Как организация и противопоставление визуальных форм связана с понятием компоновки, составления, соединения. Наибольшее развитие она получила в оформительском искусстве, в системах визуальных коммуникаций, в знаковых системах и полиграфии. Монтажные композиции стимулируют зрение и воздействуют как сигнал. Это фиксация и утверждение определенной данности изображаемого явления.