Научные данные
Научные данные в области восприятия цвета свидетельствуют о том, что хорошо различают все цвета абсолютное большинство людей, и только у двух процентов из них регистрируется частичная или полная слепота. Поэтому возьмем на себя смелость утверждать, что до определенного уровня научить студента — архитектора профессионально и грамотно работать с цветом возможно, как и грамматике, которой все овладевают в школе. В раннем возрасте все дети, эмоционально воспринимая окружающий мир, отражают его в очень интересных с точки зрения творчества рисунках. Чаще всего в дальнейшем они прекращают рисовать и заложенные природой способности к изобразительному творчеству остаются неза — действованными. Вспомним, однако, что в дореволюционной России сам предмет «рисование» считался важнейшим в деле формирования личности человека, его культуры. Многие известные нам люди, чем бы они ни занимались, прекрасно рисовали. Следовательно, все упирается в систему нынешнего образования, начиная со школьной скамьи. Чтобы развивать творческие задатки, воспитывать чувство прекрасного, необходимы эффективные методы обучения во всех сферах начального и профессионального образования.
В этом плане особый интерес представляют психологические исследования в области такой тонкой материи, как человеческие способности. Несомненно, что творческие способности важны не только в сфере искусства, но и в любой другой профессиональной деятельности. Однако в искусстве вопрос развития творческого мышления и творческого воображения особенно актуален. В связи с этим необходимо установить, что лежит в основе творческого мышления и творческого воображения и какие возможности есть для их формирования. Одни исследователи считают, что творческие задатки — врожденное свойство, а другие склоняются к тому, что способности — это результат воспитания и воздействия среды, в которой человек находится. И то и другое верно.
Обучение формальной композиции в ННГ’АСУ идет в соответствии с этими тезисами в двух направлениях: графическое и цветовое. Необходимо при этом внести ясность в определение сути формальной цветовой композиции.
Формальная цветовая композиция — Это организованная совокупность цветовых пятен или условных изображений, не несущих сюжетной нагрузки и рассчитанных на определенное психологическое воздействие.
Полученные студентами навыки в ходе обучения формальной композиции первого направления реализуются ими в заданиях по формальной композиции в заданных системных отношениях цветов второго направления.