Цветовая подборка
Впервые мысль о воздействии на зрителя абстрактным сочетанием цветов, «цветовой подборкой», была высказана в 1903 г. французским худож — ником-фовистом А. Дереном. Однако если внимательно присмотреться к творчеству многих русских художников конца XIX — начала XX в., например Ф. Малявина, опиравшегося на народные традиции, то в цикле его картин «Русские бабы» мы обнаружим цветовой симбиоз реальных и абстрактных форм. Особенно наглядно проявляется подобная тенденция в творчестве М. Врубеля. Это можно проследить на примере многих картин: «Демон сидящий», 1890 г., «Демон летящий», 1899 г., «Демон поверженный», 1902 г., «Сирень», 1900 г., и др. Колорит монументальных работ М. Врубеля отмечен декоративностью, звучностью цвета, повышенной эмоциональностью и расплывчатой предметностью. В картине «Сирень» нет четкого рисунка веток сирени, а «отступание и выступание» пятен достигнуты благодаря фактуре красочного слоя и явлению абстрактной «фигуры и фона» . Как считает искусствовед Е. Н. Петрова, именно М. Врубель создал элементы абстракционизма в русском искусстве, и такая точка зрения имеет все основания. Несомненно, что картины этого художника оказали определенное влияние на мировоззрение современных ему мастеров, в том числе и на В. Кандинского.
Идейной основой возникновения абстракционизма в искусстве послужила диссертационная работа немецкого искусствоведа В. Воррингера «Абстракция и вчувствование», выполненная в 1906 г.
Беспредметного направления придерживался некоторое время и К. Малевич. Для него форма существовала в единстве с цветом. Большое внимание он уделял поискам взаимосвязей между восприятием формы и цвета. Основываясь на экспериментах с цветовыми ассоциациями, вызываемыми различными геометрическими телами, он пришел к выводу, что всякое изменение формы приводит к изменению ее «оцвечивания» в процессе зрительного восприятия. Надо понимать, что речь идет не о буквальном изменении цвета, а лишь о предрасположенности совместного восприятия определенной формы и определенного цвета.