Русский педагог и художник
Замечательный русский педагог и художник П. П. Чистяков отмечал, что необходимо «правильно видеть». Смотреть, созерцать и видеть — это разные понятия.
Под художественным видением понимается развитое восприятие жизненных явлений. Как отмечал Б. Иоган — сон, для того чтобы стать певцом, надо долго учиться, «поставить голос», а для того чтобы стать художником, надо «поставить глаз», т. е. пройти школу изобразительной грамоты и получить определенную художественную подготовку. Личностный опыт и культура в конечном счете определяют способ видения окружающего мира, посредством которого художник отдает предпочтение тем или иным приемам организации формы произведения.
Видеть для художника означает и умение воплощать увиденное в соответствии с закономерностями материала своего вида искусства. Известный искусствовед М. Алпатов, анализируя творчество прекрасного живописца и тончайшего колориста П. Кузнецова, отмечал, что «искусство каждого живописца определяется его живописным видением мира. Но видение бывает различным: у одних оно зоркое, у других проницательное; у одних напряженное, у других спокойное; у одних страстное, у других равнодушное . Видение Кузнецова — ласковое, любовное, доверчивое, и потому и искусство его радостное, бодрое, и краски в его картинах, как улыбка, а всепроникающий свет — как приветливый взгляд».
Живопись наглядно показывает нам, как менялось видение в процессе исторического развития, как менялись способы и конкретные приемы изображения на плоскости объектов трехмерного мира. Искусство не является прямой трансляцией реальной действительности, а характер воздействия его произведений находится в зависимости от заложенного в нем художественного образа и специфики изображения формы, которая может быть выполнена с различной степенью условности.