Информационное изображение
При помощи знаковых систем человек управляет своей жизнедеятельностью, поведением, овладевает общественным опытом и материальной культурой. На страницах этой книги разговор идет об изобразительном искусстве и способах отражения действительности, поэтому уместно сказать, что информация, выражаемая с помощью знаков и знаковых систем, является важнейшим объектом и результатом творческой деятельности, которая управляет вниманием зрителя. А зритель определяет различие между значением и употреблением художественного знака.
Информационное изображение не только фиксирует, но и характеризует объект, который затем определенным образом оценивается. От простоты или сложности композиционной организации изображения зависит объем получаемой информации, а она, в свою очередь, является не только неким сообщением, но и степенью структурной организации объекта. Есть все основания утверждать, что на целостность восприятия изобразительной плоскости влияет такой фактор, как объем оперативной памяти зрителя. Эта память фиксирует поступающую к зрителю информацию в течение десятых долей секунды. Этого времени хватает для усвоения характерных особенностей воспринимаемого объекта и произведения искусства. Как известно, объем оперативной памяти у человека не превышает значений 7 ± 2 единицы, какие бы они ни были: предметы, числа, имена и т. д. Не превышая этих значений, можно обеспечить целостность восприятия любого объекта, в том числе и произведения искусства.