Условное пространство
Приведенные примеры правомерны в случаях, когда условное пространство решается как единая плоскость. В случаях, когда пространство намечается несколькими плоскостями, возникает необходимость достижения определенного равновесия между ними и изображенными формами. При этом большое значение имеет выбранный уровень горизонта.
Таким образом, формы могут соотноситься между собой по принципу равновесия возникающих сил, их взаимного притяжения или отталкивания, противопоставления, изоляции или дополнения, преобразования или неизменяемости и т. д.
Примечательно, что в 1930-е гг. проводились научные изыскания не только в области взаимодействия и изменения цвета и формы, но также и в области взаимосвязей при восприятии зрительных, осязательных и слуховых ощущений; выводы этих изысканий актуальны и в настоящее время.
Когда звучат слова детской песенки: «…оранжевое небо… оранжевые люди оранжевые песни оранжево поют», — мы представляем теплое солнечное марево, а не холодное безмолвие Арктики. На эту ассоциацию нас подвигает словесное выражение цвета, психологически воздействующего определенным образом. Другим примером может служить «Портрет старого крестьянина» кисти Ван Гога. В своем письме к брату художник описывает идею создания образа: «Я представил себе этого человека в полуденном пекле жатвы. Отсюда оранжевые мазки, ослепительные, как раскаленное железо, отсюда мерцающие, как старое золото, тени». Мы не видим в картине элементов природного окружения, но видим оранжевый фон, лицо цвета спелой пшеницы и огненно-красные тени. Все это с лихвой возмещает отсутствие пейзажа, а сама живопись многократно усиливает выразительность образа.