Назначение предмета
При рассмотрении любого изображения в сознании человека происходит предварительная установка на определение утилитарного значения формы рассматриваемого предмета в виде простого информационного знака, посредством которого мы узнаем о том, что изобразил художник — каково назначение предмета. Пластическое решение формы выражает при этом эмоциональное значение структурной организации изображения, от которой зависят выразительность и смысловое значение. В структурной организации формы заложены многие свойства зрительно-предметной динамики, от которых зависит возможность ее прочтения. Чем лучше организована и упорядочена изобразительная форма, тем сильнее эмоциональное воздействие на зрителя.
Отметим, что зрительное восприятие художника не сводится к простому наблюдению натуры, оно отражает его индивидуальное видение и способы художественной передачи его представлений. Это симбиоз зрительных реакций на объект изображения и мыслительных процессов, в ходе которых возникает присущее данному художнику истолкование объекта.
Все указанные уровни находятся в определенных взаимоотношениях и в зависимости от обстоятельств играют ведущую роль в зрительном процессе. В нем всегда происходит осмысление и оценка увиденного, а затем следует эмоционально-эстетическая реакция человека. На общее впечатление и оценку оказывают влияние и такие факторы, как размеры произведения, сложность композиционного решения и, конечно, продолжительность восприятия.
Произведения искусства создаются, как отмечалось выше, для стороннего зрительного восприятия, которое учитывается художником, однако смысл изобразительного процесса и его значение для художника значительно шире и глубже, чем у зрителя. Этот вопрос подробно освещен в книге В. П. Бранского «Искусство и философия».