Появление абстракционизма
Появление абстракционизма было подготовлено всем ходом исторического развития изобразительного искусства. Примеры использования беспредметности и бессюжетности мы находим в исламе и буддизме, в абстрактном кубизме и футуризме, экспрессионизме, сюрреализме и дадаизме. У художников Ж. Миро, П. Клее и даже у М. Врубеля — это балансирование на грани предметности и беспредметности.
У художественной абстракции есть свои содержательные и формальные нормативы, определяющие меру свободы художника в его творчестве. В основе содержательных нормативов лежит Принцип внутренней необходимости , сформулированный В. Бран — ским в теоретической форме: «При создании художественного образа из множества умозрительных моделей надо выбрать такую, которая наиболее точно передает эмоциональное отношение художника к духовной энергии космоса в одном из ее аспектов» . Здесь имеются в виду эмоциональные переживания, которые могут передаваться не предметными, а абстрактными символами. Для реализации принципа внутренней необходимости в творческой практике следует придерживаться определенных установок.
«…Точки в музыке могут по-разному производиться различными инструментами, например рояль осуществляет законченные композиции исключительно благодаря сопоставлению и последовательности звуковых точек» . Сближение живописи и музыки, живописный контраст — это аналог музыкального контрпункта, живописное равновесие — аналог музыкального ритма. Ярким примером такого подхода является творчество М. Чюрлёниса, например его произведение «Соната звезд. Аллегро». Другие аналогии — произведения П. Мондриана «Буги-вуги на Бродвее», П. Кузнецова «Мираж в степи», а также уместно вспомнить о музыкальности цвета у В. Кандинского: голубой цвет звучит как флейта, синий — как виолончель, темно-синий — как контрабас, а в глубоких, торжественных формах звучание синего сравнивается с басами органа.